понедельник, 13 октября 2008 г.

мои университеты...

Оглядев свою многострадальную страничку, и стряхнув паутину с пыльных html-ок, хочу сам на себя посетовать, что мало того, что запустил ресурсик... две недели тут не появлямшись, так еще и пара последних постов - сплошние копипастинги и сцылкопостинги. А судя по шапку, задумывалось то все несколько иначе. Не стоит думать, что мысли в моей голове кончились, интересные записались на сих страничках, а новые не имеют места быть. Руки все не доходят их здесь развернутто формулировать, да и... сейчас они чаще высказываются в устной форме, так что в качестве отдушины и жилетки для выговора сей уголок Сети уже не особо нужен. Но тем не менее... Третьего дня во многими любимом, и не меньшим количеством охаиваемом вконтакте.ру завелась в одной из групп интересная тема с топиком вида "Зачем учиться в Универе?" (не осведомлен в закрытости обсуждений группы, так что имеющие контактный аккаунт могут попробовать кликнуть по линку). Вроде бы отзвук сакраментального "не хочу учиться - хочу жениться" (превед фонвизину-сотоварищи), однако аффтар заметки - вполне себе не дурак мальчик. Я намеренно не привожу первый пост, дабы иметь возможность взглянуть более общо, не затрагивая и свой ответ в этой ветке, который также имеет место быть там. Хочется в столь поздни час поразглагольствовать над проблемой потери интереса к получению образования вообще, и "вышки" в частности. Да и вообще, а был ли мальчик? Куда ни глянь, все где-то учатся, что то повышают, что то получают, куда то переквалифицируются. Не перешло ли качество в количество? И не связано ли это с потерей фундаментализма в "первой", самой главной в становлении ребенка как человека "вышки"? Самые очевидные и поверхностные ответы на вопрос - а зачем? - это несомненно, для всех - корочки, без которых сегодня и правда очень сложно найти что-то достойное, и, для мужской половины - отсрочка от рядов совецкой Российской Армии. И, к сожалению, бОльшая часть сутиозусов сегодня - именно посему пришли в универ. А так как сейчас с каждым годом все меньше абитуриентского контингента, а вузы (во странная в таких случаях медлительность..) не успевают сокращать места - то процент сабжевой категории растет. Да, машина "фамилия-группа-отчислен" работает на ура, но ввиду "мельчения рыбы" сквозь такое сито проходит больше... И вот отсюда, их этих дипломированных специалистов. которые... мм.. действительно, по-задорновски "Осторожно, специалисты!", и рождаются вопросы - а зачем вышка то? Ведь все равно работаю не по специальности... ничо о ней, специальности, не знаю... Только время потерял. А ведь высшее образование хоть и получается в высшей школе, но это скорее дань традиции и преемственности имен - начальная школа, средняя, теперь вот высшая - но не более. Школа, техникум, коледж, дают знания, именно знания: "Если я полезу в щиток, меня ебанет", или там, если дело пахнет институтом, то "если я полезу в щиток, то меня ебанет, потому что..." Университет же не имеет, на мой взгляд, основной задачи накачать студента знаниями, это так, по ходу пьесы, что называется. На фундаменте знаний университет строит здание образа мышления, мировоззрения, своего humble opinion-а на окружающий мир и события в нем. Это потому и образование, что образует в человеке какую то новую сущность, образ, который поднимает его носителя на качесвтенно новый уровень, дает возможность понимать и осознавать гораздо больше (хотя таких предметов никто не проходил, и зачетов не сдавал), нежели было "до вышки". И не так важно, техническое это образование, естественно-научное или гуманитарное (хотя я считаю, что техническое открывает больше возможностей вследствие универсальности даваемом им методов и концептов мышления, поиска правильных ответов, правильных вопросов в сравнении с остальными двумя), в любом случае происходит в процессе становления (термин "обучения" тут более ожидаем, однако диссонирует с высказываемой мыслью) Человека Образованного, ряд необратимых именений внутренних и внешних, связанных с переоценкой личностных и общественно-социальных ценностей. Конечно, все это общие слова и средняя температура по больнице. Каждый может привести парочку контр-примеров, живых и вполне успешных людей, явно не вписывающихся в описанную выше модель. Однако исключения на то и существуют, чтобы не фальсифицировать правило, а подтвердить его. Вспомните исторические факты - все новые идеи, будь то политика, информационные технологии, социальные явления, как правило, рождались именно в университетской среде, и редко были связаны с прикладными знаниями и навыками. И простор мысли, широту взглядов, которая давала возможность для подобных изысканий, давало именно Образование, дух alma mater, мои университеты. Каждый сам определяет для себя, зачем он получает образование. Иногда - только думает, что определяет. Но даже для осознания навязанной сущности лежащего в кармане димлома этот диплом мало получить. В конце концов, это всего лишь бумажка, доказывающая факт прослушивания стольких то тысяч часов лекций, стольких то часов проделанных практик и столько то десятков выполненных работ различного профиля. Цель - получить образование. Каждый сам распорядится им, во благо или во вред. Но не имея оного, тягаться с обладателями - малоуспешное мероприятие. Правда, понять это зачастую могут лишь вторые. =) ЗЫ, хотелось сначала сказать пару слов о реформе высшего образования в стране, в угоду стандартизации и интеграции с образовательной системой Старого Света гробящей главное преимущество нашего специалитета относительно "ихнего" бакалавриата/магистратуры - широкий срез обаладаемых знаний и "прокачанная" возможность к самообразованию, гибкости применения полученых навыков к широкому спектру задач и проблем. Но это тема уже достаточно обмусоленая и в Сети, и в СМИ, и в кулуарах с курилками, да и достаточно широкая, так что если и соберусь что сказать, то отдельным постом.

Комментариев нет:

][a-][a c башорга